Как связаны школа и тело. Заметки психотерапевта.

Забудьте всё, чему вас учили в школе. Люди живут, и не знают, что же с ними происходит. Люди позволяют на себя орать, не могут отказать, наказывают детей ремнем – потому что так надо. Ниже я приведу связь между поведением взрослых, и “безобидными” фразами учителей.

Забудьте всё, чему вас учили в школе. Впрочем, того, чему учили вы не очень-то и помните, я знаю. Помните строгость, дисциплину, форму, ограничения, замечания в дневнике, и строгий взгляд мамы, что вернулась с родительского собрания. Точно помните вкусные оладушки из столовой, булочку с корицей, и как пахнет на третьем этаже макаронами ближе к четвёртому уроку. А что нужно знать назубок – находится в Википедии минуты за полторы с  помощью мобильного интернета.

Но, увы, не смотря на кучу ошибок в письме наших современников, одиннадцать лет школы прошли зря, потому что эмоциональной грамотности в школе как не учили, так и не учат. Люди живут, и не знают, что же с ними происходит. Двигают мебель, чтоб не цеплять бедром угол стола – больно. Уступают другим своё, не зная как отказать – некрасиво. Контролируют своих детей и бьют в наказание – так надо, хоть рука с ремнём и дрожит. Люди позволяют начальству на себя орать, тогда как начальство, позволяет себе грубость – иерархия ведь… А всё потому, что школа приучила нас помнить высоту Говерлы, но не научила как относиться к своим эмоциям, и как они относятся к физическому здоровью.

Ниже я приведу связь между поведением взрослых, и “безобидными” фразами учителей.

“Не кричи” – Подавись своими эмоциями. Это никому не интересно.
“Веди себя прилично” – Перестань быть собой, и думай о том, как тебя воспримут другие.
“Не выдумывай!” – То, что с тобой происходит – не важно.
“Я лучше знаю, что тебе нужно” – Ты не хозяин своей жизни.
“Дневник – лицо ученика” – Ты такой, каким выглядишь в глазах других. Оправдывай ожидания.
“Встань, когда заходит учитель” – Равноправие? Ты сказал равноправие? Ты кто такой вообще?
“Главное – хорошо сдать экзамены” – Твоя личность никого не интересует! Просто будь продуктивен.
“Подумай над своим поведением” – И приди к выводу, что нельзя выделяться.
“Где школьная форма?” – Ты выделяешься из толпы. Нельзя.

Итак, 11 лет вдалбливания похожих конвенций жизни в социуме не может не дать результата. Мы имеем толпы мальчиков и девочек, которые боятся быть “не как все”, не могут отказать, когда на них наезжают – уступают, грезят о равноправии, которого почему-то нет. На свои эмоции эти ребята смотрят скептически-оценивающе “меня б за слёзы никто не похвалил”…

На свои естественные потребности они привыкли говорить организму “подавись”. Тревогой, гневом, обидой – давятся всем, дабы угодить окружающим. И каждый оберегает свою рану, вместо того, чтобы просто жить. Пока детей будут отправлять в школы – у психотерапевтов будет работа.
Кроме того, каждый телесный симптом – следствие этого школьного “правильного поведения”. У каждого второго отложилась своя фраза – её и “выдаёт” тело хозяину.

Боль в спине и плечах – это бремя обязанностей. Слишком много брать на себя, соответствовать, быть продуктивным. “Взвалить тяжкий груз на плечи”, и “как камень с плеч” – поговорки про это. Пора расслабиться, и распрямиться.

Лишний вес, ожирение и прочие состояния с “диетой №8” – это защита. Защита от оценок, а так же нежелание прощать и отпускать обиды. Легко расставаться с психологическим грузом – значит уметь так же расставаться с лишними килограммами. И этот процесс взаимосвязан. Прощая – худеешь, нет потребности “заедать” свою печаль и агрессию назло обидчику.

Склонность к простуде, “шмыганью” носом и то, что называют “низкий иммунитет”, из-за частых ОРЗ – ничто иное как тревога и напряжение по разным поводам из серии “а вдруг не получится?”, “вдруг я хуже?”. И что интересно, у этого психологического недуга неполноценности тоже есть хроническая и острая формы, идущие рука об руку с телесными проявлениями. На внезапный насморк есть два вопроса. Верный – “Чего я боюсь?” и не верный – “Где ж меня протянуло…?”.

Мигрени или внезапные головные боли – недовольство собой, контроль всего и вся. Позиция “напряженно думающего”, схватившись двумя руками за виски, принимается и в момент острой головной боли. Массаж бессилен против вопросов в глубину: “Чего же я хочу от самого себя?”, “Как мне себя полюбить?”, и самый важный: «Как  отпустить ситуацию?», вместо вопроса «Как уследить за всем?»

И то, что мы привыкли приписывать только физиологии – глазные болезни, например, может сказать очень многое. Внезапные ухудшения зрения или даже банальный ячмень – попытка психики буквально “не видеть” того, что сейчас происходит в жизни.

Зубной боли была отведена проблема нерешительности, не способности “вцепиться” во что-либо, потому что желания других важнее. В школе научили уступать. «Вгрызаться» в своё  – это же эгоизм, вы что, как смеете о себе думать?

Изжога – это злость, которую нельзя выражать. Приходится “вести себя прилично” и страдать от внутреннего огня, вместо того, чтоб “выдохнуть” его на обидчика. “Кто я такой, чтоб злиться?” – идёт из детства.
Болезни суставов, костей, соединительных тканей – проблема “нетерпимости”. Неумение прощать. Неспособность позволять другим быть другими. И внутренний конфликт непонимания: “как же они могут быть не такими как я?”… Свою индивидуальность тебе подавили, а остальные остались при ней, остались собой, а ты – нет.

И конечно, “недуг” всех жителей тесной квартиры – биться головой о дверцу шкафа, мизинцем о ножку кресла, запястьем о дверную ручку – сдавленный крик “Как же всё достало” и желание бить посуду, орать,  бежать куда ноги несут.

Вот  Вам и эмоциональная грамотность, “хорошее поведение” и обязательное соблюдение норм.

Иллюстрация к статье из фильма “Республика ШКИД” (1966)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: